Ответы на вопросы по кассам
Кто освобожден от применения ККТ?
Должны ли интернет магазины выдавать бумажный чек?Работать с онлайн-кассой должны почти все ИП и юрлица. Но есть список исключений — он указан в ст. 2 54-ФЗ.
По типу расчетов
ИП и организациями могут не применять онлайн-кассу при определенных типах расчетов
- Безналичные расчеты между организациями или ИП — то есть при переводах на расчетный счет. Если принимаете платежи по банковской карте или наличными, онлайн-касса требуется.
- При расчетах монетами через автоматические устройства, которые не питаются от электричества, аккумулятора, батареек. Например, механический автомат, который выдает бахилы, игрушки в капсулах или жвачку.
По сфере работы
От использования онлайн-кассы освобождены ИП и организации, которые торгуют:
- На розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других торговых территориях.
- В киосках мороженым.
- Из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, керосином, живой рыбой.
- Вразвал сезонными овощами, включая картофель, фрукты, бахчевые культуры.
- Продовольственными и непродовольственными товарами с рук, ручных тележек, корзин и других приспособлений для переноски товаров вне стационарной торговой сети. В том числе торговля в пассажирских вагонах поездов и самолетах.
- В розлив безалкогольными напитками, молоком, питьевой водой.
- Бумажными газетами и журналами, а также сопутствующими товарами в газетно-журнальных киосках.
- Бахилами в розницу.
- Изделиями народных художественных промыслов. Например, гончарными изделиями с ручной росписью, изделиями из ткани и кожи с ручной вышивкой. При условии, что изделия продает сам изготовитель.
- Предметами религиозного культа и религиозной литературы. При условии их продажи в местах, предоставленных религиозными организациями, либо в учреждениях или на предприятиях религиозных организаций.
Организации и ИП могут работать без онлайн-кассы при оказании следующих услуг:
- Ремонт и окраска обуви, изготовление и ремонт ключей.
- Поставка питания в школы.
- Прием от населения стеклопосуды и утильсырья. Кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней.
- Присмотр и уход за инвалидами, пожилыми людьми, больными, детьми.
- Вспахивание огородов и распиловка дров.
- Услуги носильщиков на ж/д- и автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских и речных портах.
- Проведение религиозных обрядов и церемоний.
Некоторые учреждения могут не применять онлайн-кассу. При условии, что принимают оплату через мобильные приложения, в интернете или через платежные поручения. Если клиент рассчитывается наличными или банковской картой — онлайн-касса должна быть. Виды учреждений и организаций, которые попадают под исключения:
- Образовательные организации при оказании образовательных услуг населению.
- Физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта.
- Дома и дворцы культуры, дома народного творчества и другие учреждения культуры при оказании услуг населению в области культуры.
По системам налогообложения
Самозанятым и ИП на НПД (налог на профессиональный доход). Они формируют чеки за товар, услугу или работу через мобильное приложение «Мой налог». По желанию клиента отправляют электронный чек на e-mail.
ИП на патенте. Но не всем: без онлайн-кассы могут работать только те предприниматели, чья деятельность входит в список исключений:
Вместо кассового чека ИП на патенте должны выдавать документ, который подтверждает покупку. Документ должен содержать: наименование, порядковый номер, ФИО предпринимателя, СНО и другие реквизиты.
- Ремонт и пошив меховых и кожаных изделий, ремонт обуви, мебели;
- Фотоуслуги, дизайн;
- Ремонт зданий, монтажные, сварочные работы, остекление балконов;
- Сдача в аренду собственных или арендованных жилых и нежилых помещений и земельных участков;
- Экскурсионные туристические услуги;
- Письменные и устные переводы;
- Разработка компьютерного ПО, баз данных, веб-страниц.
По местоположению
Организации и ИП, которые работают в труднодоступных отдаленных местностях, могут не применять онлайн-кассу. Но есть два условия:
На территориях военных объектов, объектов органов ФСБ, госохраны, внешней разведки можно применять ККТ и не отправлять чеки в налоговую и системы маркировки.
- Территория, на которой находится торговая точка или организация, должна быть в списке отдаленных или труднодоступных местностей. Единого перечня нет: каждый регион формирует свой перечень
- По требованию покупателя нужно выдать документ, подтверждающий покупку. В документе, как и в кассовом чеке, должны быть обязательные реквизиты. Среди них: название документа, порядковый номер. Должна стоять подпись работника, который выдал документ.
По новым правилам, в момент расчета с покупателем, интернет-магазин должен выдать ему чек. Вне зависимости от того как расплачивается клиент: наличными или электронными средствами платежа (банковские карты, платежные приложения, интернет-банк, электронные кошельки). Чек может быть бумажным или электронным исходя из способа и места расчета.Что такое ФФД?
ФФД, или формат фискальных документов — это определенный шаблон заполнения фискальных документов, установленный в программное обеспечение кассы.Нужно использовать кассовый аппарат при оплате через автономный банковский терминал?
ФФД определяет:
С 6 августа 2021 года введен новый формат фискальных документов — ФФД 1.2.
- какие документы может формировать касса: фискальные чеки, отчеты об открытии смены, уведомления о продаже маркированного товара;
- как выглядят фискальные документы:какие данные в них отражены и в каком формате, в каких чеках, бумажных или электронных, указаны реквизиты.
При работе с физическими лицами индивидуальный предприниматель обязан во всех случаях (без исключения), проводить оплату с помощью онлайн-кассы и выдать физическому лицу распечатанный или электронный фискальный чек.Что делать, если при оплате на р/с забыли выдать кассовый чек?
Здесь учитываются все операции по оплате за приобретенный товар, работу или оказанную услугу:
- перечисление аванса в счет будущей покупки при помощи онлайн-банкинга,
- платежи с банковской карты через интернет.
Нужно сформировать чек коррекции с типом «Приход» на сумму, не учтенную в ККТ, составить акт о случившемся и сообщить в ФНС — это поможет избежать штрафа.При продаже определенной категории товаров, например "молочный коктейль", нужно указывать в чеке наименование "молочный коктейль" без более точного описания и/или объема?
Наименование товара должны быть максимально точными, по которым покупатель может однозначно идентифицировать товар в кассовом чеке, например Коктейль молочный, клубничный 300 мл.Для чего используется 2d сканер и чем он отличается от 1d?
Одномерные лазерные 1D сканеры считывают код как последовательность символов и могут читать только линейные штрих-коды. При этом код должен быть достаточно качественным и четким. Двухмерный 2D сканер воспринимает код целиком, как изображение, предназначен для считывания кодов маркировки.Как выбрать фискальный накопитель
Разрешительный режим на кассахДля того, чтобы соблюсти требования 54-ФЗ, важно выбрать фискальный накопитель правильно. Какой фискальный накопитель подойдет именно вам, зависит от режима налогообложения и вида бизнеса.
Фискальный накопитель на 36 месяцев обязателен для:
организаций и ИП, которые проводят расчеты с физическими лицами ИП, применяющие специальные налоговые системы.
Фискальный накопитель на 15 месяцев могут использовать:
- организации и ИП, реализующие подакцизные товары. В этом случае запрет на использование ФН на 36 месяцев не прописан законодательно, но любое устройство прослужит только 410 дней.
- предприниматели на ОСН, если они не работают в сфере услуг.
Разрешительный режим — обязательная онлайн-проверка кода маркировки в системе «Честный знак» при продаже определенных категорий товаров на кассе.Маркировка товаров легкой промышленности
Разрешительный режим не является официальным термином, но используется для удобства в документах и материалах Честного знака. В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 данный режим называется «Перечнем случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».
Когда и кого коснется разрешительный режим?
С 1 апреля 2024 года режим обязаны выполнять все, кто продает сигареты и пиво.
С 1 мая 2024 года режим включится для крупных торговых сетей, которые продают упакованную воду и молочную продукцию. Крупная торговая сеть — это 50 и более торговых точек.
С 1 сентября 2024 года режим при продаже воды и молочных продуктов коснется всех остальных продавцов.
С 1 ноября 2024 года режим онлайн-проверки станет обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
Следующие этапы намечены на 2025 год и есть в Постановлении.
Как происходит проверка на кассе товара с маркировкой?
В режиме онлайн кассовое программное обеспечение обращается к системе маркировки «Честный знак» по каждому коду маркировки. Если по данным из системы маркировки продажа товара запрещена, программное обеспечение уведомляет об этом продавца.
Проверка в режиме офлайн применяется в случаи, когда связь с информационной системой маркировки невозможна по техническим причинам. В этом случае решение о продаже товара с маркировкой принимается на основании данных из локальной базы данных продавца.
Что делать, если товар проверку не прошел?
- Если товар не прошел проверку, необходимо сообщить покупателю: «Данный товар не прошел по кассе, так как есть сомнения в надлежащем качестве товара».
- Предложить покупателю замену товара.
- Товар, который на кассе не прошел проверку, передать старшему по смене для проверки.
Что делать, если временно отсутствует интернет или долгий ответ от кассового ПО?
- Отсканируйте код маркировки на кассе товар добавится в чек. Касса настроена так, что при отсутствии интернета или долгого ответа при проверке блокировки товара не будет.
- После обслуживания покупателя сообщите старшему по смене об отсутствии интернета или долгого ответа от кассы.
Какие затраты понесет предприниматель при подключении разрешительного режима на кассах?
Предприниматели при подключении разрешительного режима на кассах не несут никаких дополнительных трат. Необходимо только обновить кассовое ПО. Прошивку на ККТ, а также сканер — обновлять не нужно.
В апреле 2024 года вступит в силу Постановление Правительства № 1899, расширяющее перечень маркируемых товаров легкой промышленности. В него войдут более 20 новых групп, включая блузки, свитеры, шали, шарфы, спортивную и спецодежду. Эти изменения затронут всех участников рынка: от крупных производителей до небольших торговых точек.
Кто присоединится к маркировке?
В список маркируемых товаров с 1 апреля войдет практически вся одежда, включая изделия из искусственного меха и фетра, спортивные и лыжные костюмы, пиджаки, костюмы, рубашки, блузки, брюки, шорты, юбки, платья, свитеры, пальто, куртки, плащи, ветровки, шали, шарфы, галстуки, шейные платки и спецодежду.
С полным списком можно ознакомиться в постановлении Правительства № 1899 или на сайте Честного знака. Там указаны не только категории, но и коды ТН ВЭД.Что делать с остатками одежды?
До 1 июля 2024 года оптовые организации и розничные магазины имеют право реализовывать немаркированные остатки одежды.
Если продать товар не получится, придется промаркировать остатки: заказывать коды маркировки, печатать и наносить этикетки, вводить в оборот. В отдельных случаях можно договориться с производителем и попросить его промаркировать продукцию за вас, но закон не обязывает поставщика делать это.Как подготовиться к маркировке: регистрация, ПО и оборудование
Для начала работы с системой маркировки необходимо зарегистрироваться в Честном знаке, подав заявку на сайте ГИС МТ и заполнив данные о компании. Электронная подпись требуется для регистрации, но если уже есть КЭП для отправки отчетности, новая не понадобится. Для маркировки остатков также требуется регистрация в Нацкаталоге и описание товара по полному атрибутивному составу, без чего невозможно получить GTIN.
Далее необходимо выбрать ПО и оборудование для работы с системой маркировки, включая ТСД или 2D-сканер, принтер для печати этикеток, и программное обеспечение для операций с кодами. Важно обращать внимание на интеграции ПО с оператором ЭДО, учетной системой и оборудованием, чтобы автоматизировать рутинные задачи и поддерживать сквозные сценарии. Для передачи данных в систему маркировки также потребуются услуги оператора электронного документооборота.Штрафы за нарушение маркировки легкой промышленности
Несоблюдение требований по маркировке товаров легкой промышленности может привести к штрафам, конфискации и даже тюремному сроку. согласно статье 15.12 КоАП, за передачу товаров без отправки сведений в систему маркировки через оператора ЭДО предусмотрен штраф в зависимости от размера компании. Нарушение сроков передачи сведений также влечет штраф, который составляет от 1000 до 10 000 ₽ для должностных лиц, от 25 000 до 100 000 ₽ для предприятий различного размера.